В настоящее время мировой спортивный опыт показывает, что кроме хорошей физической подготовки, индивидуального спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет психологический настрой как непосредственно каждого индивидуума, так и всего коллектива в целом.
Известный психотерапевт Алексеев А.В., занимающийся на протяжении более 40 лет психологической подготовкой спортсменов, создавший уникальные методики, которые не имеют аналогов в мировой практике, отмечает, что «…если спортсмен обладает качественной и стабильной спортивной техникой, у него значительно повышается чувство уверенности в своих силах, в своих соревновательных возможностях». А чувство уверенности, которое можно отнести к психологической составляющей, — одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный спорт высших достижений. Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная методика работы с психикой спортсмена по эффективному использованию ее резервов для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который правильно называть не психологической, а психической подготовкой к соревнованиям (Алексеев А.В.).
Без хорошей спортивной техники и без чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать на успех в соревновательной борьбе.
Коррекция личностных (индивидуально-психологических) особенностей членов команды при индивидуальном психотерапевтическом подходе, оздоровление психологического климата микросоциума (внутрисемейного, ближайшего окружения, коллектива), а также гармонизация межперсональных взаимоотношений спортсменов, тренерского состава, с учетом специфики командных видов спорта, способствуют раскрытию наилучших достижений спортсменов в коллективе, качественному улучшению их адаптационных способностей.
Необходимость и высокую эффективность работы специалиста-психотерапевта (особенно из разряда тех, кто ранее занимался большим спортом и не понаслышке знает, что такое спорт во всех его проявлениях, в том числе и его психологические проблемы) подтверждают данные собственной работы в этом качестве.
Для примера хочется привести выдержки из моего отчета Президенту Федерации водного поло России после работы со спортсменками и а нализа полученных результатов в работе со сборной командой России по водному поло (женщины) во время учебно-тренировочного сбора и последующего международного предолимпийского турнира в г. Кириши (11-21.05. 2004).
«…22 из 26 спортсменок охотно и с интересом принимали участие в индивидуальной работе, которая включала в себя психотерапевтическое, психологическое консультирование, с использованием современных высокоэффективных психоаналитических методик, в том числе «психотехнологии личностной эффективности» (С.В.Ковалев, 2004), экспериментально-психологического обследования с обсуждением полученных результатов. Спортсменов интересовали вопросы, касающиеся психологической составляющей в процессе подготовки к различного рода соревнований. Например, как добиваться более высоких спортивных достижений, результативности, безошибочности действий в игре; как бороться с некоторыми состояниями, типа, «предстартовая лихорадка» или, с так называемой, «мышечной скованностью» во время передачи мяча или перед броском по воротам и др.
По мнению ряда спортсменок индивидуальная психотерапевтическая помощь позволила уменьшить «нервозность», напряженность общего состояния. Однократное непродолжительное (30 мин.) консультирование одной из ведущих спортсменок сборной России по просьбе ст. тренера врача команды и врача-стоматолога базы отдыха «Мечта», где проходили сборы, позволили улучшить хроническое (около 10 лет) невротическое состояние страха перед стоматологическими манипуляциями и начать лечение у стоматолога. (Следует подчеркнуть, что эта спортсменка через 3 месяца на Олимпийских играх в Афинах показала прекрасные спортивные результаты).
Психологическое консультирование ряда спортсменок позволили улучшить межперсональные взаимоотношения в микрогруппе (2 чел.) с последующим повышением настроения в процессе тренировок, что сказалось, в том числе, и на результативности в игровых моментах.
По просьбе тренерского состава проводилась эффективная психотерапевтическая помощь в послематчевых эмоционально-стрессовых состояниях.
Психологическое консультирование и коррекция мотивационных установок позволили улучшить психологическое состояние ведущей спортсменки и, вероятно, сократить впоследствии материальные затраты для решения семейной психогенно-травмирующей ситуации.
Ряд ведущих спортсменок, в том числе капитан сборной команды высказывали мнение о необходимости постоянной работы специалиста-психотерапевта в команде для решения вопросов психологического и психотерапевтического характера (в т.ч. коррекции индивидуально-психологических особенностей), психологической релаксации и т.д. Этими спортсменками отмечались эффективность работы психотерапевта с последующими результативными действиями игроков во время игры.
Индивидуальная работа со спортсменками по просьбе ст. тренера позволила уточнить понимание мотивационных установок спортсменок в составе сборной команды, что, в конечном счете, привело к улучшению межперсональных взаимоотношений между тренером и спортсменками.
Коррекция неточного понимания тренерского состава индивидуально-психологических особенностей спортсменок позволила улучшить в целом психологическую атмосферу эмоциональной напряженности в коллективе.
Подобный опыт работы с использованием современных психологических и психотерапевтических методик, которые позволяют улучшать спортивное мастерство как каждого спортсмена в отдельности, так и коллектива в целом, учитывать индивидуально-психологические особенности, эмоционально-волевые и мотивационные установки спортсмена, может прогнозировать действия спортсменов в различных ситуациях, в том числе и в соревнованиях самого высокого уровня…». Другой пример работы с командой «Уралочка» г. Златоуст – многократного чемпиона и призера первенства России по водному поло (женщины) позволил получить более отдаленные результаты. В июне 2005 г . (5 дней) мною проводилась подобного рода работа в коллективе. И что особенно приятно, в сентябре 2006 г . на первенстве Европы в г. Будапешт, куда вошли спортсменки из команды «Уралочка», составившими костяк основного состава, сборная России стала Чемпионом Европы. И именно с этими спортсменками в 2005 г . в г. Златоуст мне пришлось работать в качестве спортивного психотерапевта.
Известный психотерапевт Алексеев А.В., занимающийся на протяжении более 40 лет психологической подготовкой спортсменов, создавший уникальные методики, которые не имеют аналогов в мировой практике, отмечает, что «…если спортсмен обладает качественной и стабильной спортивной техникой, у него значительно повышается чувство уверенности в своих силах, в своих соревновательных возможностях». А чувство уверенности, которое можно отнести к психологической составляющей, — одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный спорт высших достижений. Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная методика работы с психикой спортсмена по эффективному использованию ее резервов для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который правильно называть не психологической, а психической подготовкой к соревнованиям (Алексеев А.В.).
Без хорошей спортивной техники и без чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать на успех в соревновательной борьбе.
Коррекция личностных (индивидуально-психологических) особенностей членов команды при индивидуальном психотерапевтическом подходе, оздоровление психологического климата микросоциума (внутрисемейного, ближайшего окружения, коллектива), а также гармонизация межперсональных взаимоотношений спортсменов, тренерского состава, с учетом специфики командных видов спорта, способствуют раскрытию наилучших достижений спортсменов в коллективе, качественному улучшению их адаптационных способностей.
Необходимость и высокую эффективность работы специалиста-психотерапевта (особенно из разряда тех, кто ранее занимался большим спортом и не понаслышке знает, что такое спорт во всех его проявлениях, в том числе и его психологические проблемы) подтверждают данные собственной работы в этом качестве.
Для примера хочется привести выдержки из моего отчета Президенту Федерации водного поло России после работы со спортсменками и а нализа полученных результатов в работе со сборной командой России по водному поло (женщины) во время учебно-тренировочного сбора и последующего международного предолимпийского турнира в г. Кириши (11-21.05. 2004).
«…22 из 26 спортсменок охотно и с интересом принимали участие в индивидуальной работе, которая включала в себя психотерапевтическое, психологическое консультирование, с использованием современных высокоэффективных психоаналитических методик, в том числе «психотехнологии личностной эффективности» (С.В.Ковалев, 2004), экспериментально-психологического обследования с обсуждением полученных результатов. Спортсменов интересовали вопросы, касающиеся психологической составляющей в процессе подготовки к различного рода соревнований. Например, как добиваться более высоких спортивных достижений, результативности, безошибочности действий в игре; как бороться с некоторыми состояниями, типа, «предстартовая лихорадка» или, с так называемой, «мышечной скованностью» во время передачи мяча или перед броском по воротам и др.
По мнению ряда спортсменок индивидуальная психотерапевтическая помощь позволила уменьшить «нервозность», напряженность общего состояния. Однократное непродолжительное (30 мин.) консультирование одной из ведущих спортсменок сборной России по просьбе ст. тренера врача команды и врача-стоматолога базы отдыха «Мечта», где проходили сборы, позволили улучшить хроническое (около 10 лет) невротическое состояние страха перед стоматологическими манипуляциями и начать лечение у стоматолога. (Следует подчеркнуть, что эта спортсменка через 3 месяца на Олимпийских играх в Афинах показала прекрасные спортивные результаты).
Психологическое консультирование ряда спортсменок позволили улучшить межперсональные взаимоотношения в микрогруппе (2 чел.) с последующим повышением настроения в процессе тренировок, что сказалось, в том числе, и на результативности в игровых моментах.
По просьбе тренерского состава проводилась эффективная психотерапевтическая помощь в послематчевых эмоционально-стрессовых состояниях.
Психологическое консультирование и коррекция мотивационных установок позволили улучшить психологическое состояние ведущей спортсменки и, вероятно, сократить впоследствии материальные затраты для решения семейной психогенно-травмирующей ситуации.
Ряд ведущих спортсменок, в том числе капитан сборной команды высказывали мнение о необходимости постоянной работы специалиста-психотерапевта в команде для решения вопросов психологического и психотерапевтического характера (в т.ч. коррекции индивидуально-психологических особенностей), психологической релаксации и т.д. Этими спортсменками отмечались эффективность работы психотерапевта с последующими результативными действиями игроков во время игры.
Индивидуальная работа со спортсменками по просьбе ст. тренера позволила уточнить понимание мотивационных установок спортсменок в составе сборной команды, что, в конечном счете, привело к улучшению межперсональных взаимоотношений между тренером и спортсменками.
Коррекция неточного понимания тренерского состава индивидуально-психологических особенностей спортсменок позволила улучшить в целом психологическую атмосферу эмоциональной напряженности в коллективе.
Подобный опыт работы с использованием современных психологических и психотерапевтических методик, которые позволяют улучшать спортивное мастерство как каждого спортсмена в отдельности, так и коллектива в целом, учитывать индивидуально-психологические особенности, эмоционально-волевые и мотивационные установки спортсмена, может прогнозировать действия спортсменов в различных ситуациях, в том числе и в соревнованиях самого высокого уровня…». Другой пример работы с командой «Уралочка» г. Златоуст – многократного чемпиона и призера первенства России по водному поло (женщины) позволил получить более отдаленные результаты. В июне 2005 г . (5 дней) мною проводилась подобного рода работа в коллективе. И что особенно приятно, в сентябре 2006 г . на первенстве Европы в г. Будапешт, куда вошли спортсменки из команды «Уралочка», составившими костяк основного состава, сборная России стала Чемпионом Европы. И именно с этими спортсменками в 2005 г . в г. Златоуст мне пришлось работать в качестве спортивного психотерапевта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий